Какие витражи бывают и как их использовать

Оформление интерьера стеклянными картинами, воспринимаемыми на просвет, придаёт помещениям изысканность и уникальность. Окна, двери и перегородки с современными витражами отлично смотрятся даже в небольших комнатах. По технологиям создания витражи можно разделить на 2 основные группы: наборные и псевдовитражи. Ещё бывают кованные конструкции с витражными вставками, а также фьюзинг-картины, получаемые методом запекания цветных кусочков стекла.

Наборные: классика и Тиффани

Классический витраж – самый распространённый стиль оформления интерьеров с использованием художественного стекла. Традиционная классика изготавливается из цветных кусочков плоского стекла, соединяемых свинцовыми протяжками. Это не очень-то надежная конструкция, поэтому такая технология в наше время уже почти не используется.

Современный способ создания наборной классики противоположен традиционному – сначала мастер выполняет контурный рисунок из свинца, а затем в этот каркас впаиваются стеклянные части. Данная технология позволяет собирать витражные конструкции любых размеров, в том числе с большими сегментами стекла. Для возведения особо крупных полотен с геометрическими рисунками используется латунный профиль, он менее пластичен, но зато прочнее свинца.

Витражи, исполненные в технике Тиффани (Луис Комфорт Тиффани – американский художник-дизайнер), тоже можно считать классическим типом, ведь дизайн таких витражей чисто визуально очень схож с традиционным стилем. Основное отличие заключается в способе соединения стеклянных фрагментов – они спаиваются медной фольгой. То есть, при сборке каждый кусочек стекла мастер оборачивает тонкой медной лентой, а затем производит пайку. Эта технология позволяет создавать витражи более детализированными за счет использования стеклянных кусочков особо маленьких размеров.

Примечательно то, что на самом деле первым такой способ соединения стеклянных элементов изобрёл вовсе не Тиффани, а художник витражист по имени Санфорд Брей (тоже американец), получивший патент на это изобретение в 1886 году. Есть информация, что в 1888 году компания «Tiffany&Co» выкупила у Санфорда Брея этот патент. Тиффани, на основе техники медной пайки, придумал технологию сборки объёмных витражей на фигурной болванке и прославился своими витражными абажурами.

Кованные витражи

Кованные конструкции с витражными вставками идеально соответствуют особенностям стиля модерн и совмещают в себе два вида искусств: художественную ковку и витражное мастерство. По причине сложности изготовления, такие изделия имеют достаточно высокую стоимость, зато благодаря прочности и долговечности их можно использовать не только внутри помещений, но и для экстерьеров зданий. Среди прочих достоинств также можно отметить многообразие витражных техник, с которыми сочетается художественная ковка. Соответственно, кованный каркас может быть как плоским, так и объёмным.

Технология fusing (фьюзинг)

Суть технологии такова: на стеклянном полотне фиксируется рисунок из кусочков разноцветного стекла, после чего всё это помещается в печь на 15-20 часов и запекается в несколько стадий при температурах от 650 до 920°С. Используя эту технологию, можно изготавливать псевдовитражи, то есть не наборные, а цельные конструкции. Кроме того, фьюзинг часто сочетают с техникой Тиффани.

Витражная роспись (расписные витражи)

Роспись стекла витражными красками позволяет добиваться тончайших цветовых оттенков и прорисовки самых мелких деталей. Готовые светопрозрачная картины могут быть использованы как стеклянные вставки в дверных створках, как заполнение модулей в каркасных перегородках, как стёкла для окон и так далее. Кстати, для дверей рисованный витраж на цельностеклянной основе будет более практичным решением с точки зрения прочности и долговечности, чем установка наборной вставки.

Краски для витражной росписи бывают двух типов: обжиговые (силикатные) и необжиговые (акриловые, лаковые). Силикатные краски содержат стеклокомпонент, который при обжиге вплавляется в стеклянную основу, благодаря чему, полотно становится монолитным и более прочным.

Контурные (заливные) витражи

Как и витражная роспись, заливной витраж создаётся на основе цельностеклянного полотна, что позволяет использовать такие изделия в качестве дверей и перегородок. Суть технологии заключается в следующем: сначала на обезжиренную поверхность стекла по шаблону наносится полимерный контурный рисунок, а затем зоны между контурами заливаются акриловыми или лаковыми красками согласно эскизу (лаковая заливка – это так называемая «английская» техника). Как видно, суть проста, однако сам процесс сложный и многоступенчатый. Изготовление заливных витражей может быть ручным и автоматизированным.

Псевдовитражи (фальшвитражи)

Если считать, что псевдовитражи являются имитацией наборных конструкций, то к этой категории можно отнести следующие типы витражей: расписные и контурно-заливные, плёночные и с фотопечатью. Кроме того, при помощи пескоструйной или лазерной гравировки можно получить монохромные изображения, напоминающие витражные картины.

Плёночная технология

Псевдовитраж с применением специальных витражных плёнок – это ещё одна качественная имитация наборных витражей, сравнимая с контурно-заливной техникой. На стекло приклеиваются разноцветные кусочки плёнки соответственно эскизу, а потом наносится витражная лента (полукруглая в разрезе), имитирующая свинцовую или медную протяжку между элементами аппликации. Ну а самый простой вариант – использовать рулонную светопрозрачную «самоклейку» с витражным рисунком.

Фотовитражи

Стекло под фотовитраж выбирается на усмотрение заказчика, это может быть триплекс, однослойное закалённое или флоат-стекло. Минимальная толщина 5 мм.

Существует 3 способа создания фотовитражей:

  1. Триплексный способ: фотопечать наносится на плёнку, которая помещается между двух стёкол. Таким образом рисунок становится не восприимчив к воздействиям окружающей среды, поэтому такие витражи очень долговечны.
  2. Плёночный способ: печать наносится на плёнку, которую потом приклеивают на стекло.
  3. Прямая печать: под воздействием высокой температуры и ультрафиолета краска наносится непосредственно на стекло и проникает глубоко в основу.

Использование витражей

Традиционно в архитектуре, как для фасадов, так и для интерьеров, витражи используют для заполнения проёмов – окна, двери, перегородки. Техника исполнения не стояла на месте, и теперь современные витражи поражают своим разнообразием и художественной замысловатостью. Наряду с эстетической составляющей, цветные светопрозрачные полотна могут иметь и чисто практическое применение, например, когда помещение подолгу пронизывают яркие и жаркие солнечные лучи, витражные окна будут смягчать яркость и предотвратят жару в комнате.

Плоские витражные конструкции можно использовать и как элемент мебели, например, как дверцы большого шкафа. А с появлением техники Тиффани стало возможным изготавливать объёмные витражные предметы – плафоны для светильников и подсвечники.

Кроме того, достаточно популярны стеклянные витражные картины, которые могут быть выполнены как наборным способом, так и псевдовитражной техникой. Их можно вешать на окна и подвешивать к потолку.

В общем, для оригинального дизайнерского обустройства витражные композиции могут подойти идеально, при условии, что они не будут противоречить общей стилистике помещений и не нанесут значительного ущерба бюджету, ведь такие изделия достаточно дорогие. И кстати, если бюджет ограничен, то для экономии средств целесообразно заказывать не классические наборные конструкции, а сравнительно недорогие варианты псевдовитражей.

GLASSОБЗОР
Добавить комментарий